Душа «афганцев» не молчит, и песня как набат звучит…

14 Фев 2019 | Автор: vestis |

Каждое время рождает свои песни, но они не уходят вместе с породившим их временем, а остаются, волнуют и тревожат. Афганские песни писались не в профессиональных студиях, а в афганских палатках, на примитивные магнитофоны и под аккомпанемент полуразбитых гитар.

Песни «афганцев» ворвались в нашу историю как-то неожиданно. И тем разительнее от них было впечатление. Впервые зазвучав на Афганской земле, они перемахнули хребет Гиндукуша и пошли по стране в магнитофонных кассетах, искренне рассказывая о мужестве и стойкости наших воинов, о судьбе поколения, которое мы привыкли считать мирным.
Военная песня в Афганистане не ограничивалась территориями. Она мгновенно распространялась по всему Ограниченному контингенту — лётчиками, которые постоянно перелетали из провинции в провинцию, уезжающими в отпуск офицерами, увольняющимися в запас солдатами. Главным, в афганской песне была «сословноопознавательная функция» — песня быстро помогала определить «свой» от «чужой».


Это особенно читается в песне автора-исполнителя Юрия Слатова из ансамбля ВДВ «Голубые береты»:
И мы поймём друг друга.
Нам лишних слов не надо.
Глаза его засветятся особенным огнём.
Ребят своих мы вспомним и вспомним наши горы,
А после наши песни тихонько пропоём.
Началом народного песенного творчества в ОКСВА стал 1980-й год. Об этом свидетельствует расшифровка магнитофонной записи концерта бойцов отряда «Каскад», посвящённого 63-й годовщине Октябрьской революции. «Афганская» песня позволила осмыслить ответы на главные для сообщества «афганцев» вопросы: «зачем мы здесь, в этой чужой восточной стране; за что воюем, за что отдаём свои молодые жизни?». В «афганских» песнях начального периода с сатирой и по-доброму поётся о чуждой культуре и царящих в этой стране жёстких нравах и адаптации советских воинов той обстановке.
В ходе службы на чужбине в сознании, отражающемся на творчестве «воинов-афганцев» складывался образ страны, в которой они несут службу, рискуя жизнью, теряя боевых товарищей. Для русского солдата военные походы на «чужую землю», какая бы она не была красивая, в стихах и песенном творчестве ассоциировалась с гибелью. Это красной строкой пронизано в «афганских» песнях:
Кто сказал, что в ДРА растёт зелёная трава,
Что здесь немножко даже лучше, чем Швейцария?
На самом деле — ерунда!
Забыта Господом страна, и затерялась
на краю земного шарика….
Авторами самых популярных песен, рождённых на начальном этапе Афганской войны — в 1980 -1983 годы, особо полюбившихся в среде военнослужащих и завоевавших популярность по всему Афганистану, были офицеры отряда особого назначения КГБ «Каскад» Юрий Кирсанов и Игорь Морозов. Названные впоследствии «афганскими», их песни получили широкое хождение среди военнослужащих, переписывались на магнитофонные бобины и мгновенно распространялись по гарнизонам 40-й Армии. А самих авторов — Юрия Кирсанова и Игоря Морозова, вскоре признают родоначальниками «афганского» направления в армейской песне.
По мнению поэта-песенника Юрия Кирсанова, песенное творчество которого пришлось на начальный период, за годом год, ближе к выводу Советских войск из Афганистана, тексты песен эмоционально принимают более тяжёлый характер.
В стихах к песне, завершающей присутствие советского контингента «Мы уходим с Афгана» есть такие строки:
До свиданья, Афган — этот призрачный мир,
Не пристало добром поминать тебя вроде.
Но о чём-то грустит боевой командир…
Мы уходим, уходим, уходим, уходим…
В августе 1985 года в расположении 2-й роты 1-го батальона 350-го парашютно-десантного полка в Афганистане был образован ансамбль «Голубые береты». Его основателями стали Сергей Исаков, Игорь Иванченко и старшина роты Олег Гонцов. Позднее в ноябре месяце к ним присоединился Сергей Яровой. Первый концерт состоялся в Афганистане, вечером 19 ноября 1985 года в солдатском клубе 350-го гвардейского парашютно-десантного полка. 19 ноября стал днём рождения ансамбля.
С ноября 1985 г. по февраль 1987 г. группа выступила с концертами перед многими частями Ограниченного контингента Советских войск в Республике Афганистан, Посольстве СССР, торговом представительстве, управлениях афганских КГБ и МВД, Политехническом институте Кабула.
В марте 1987 года группа участвовала в третьем туре Всесоюзного телевизионного конкурса «Когда поют солдаты». Выступление коллектива «Голубые береты» транслировалось прямо из Кабула посредством телемоста и стало сенсацией. Победа в конкурсе была безоговорочной.
Летом 1987 года был записан первый диск-гигант, вскоре ставший «платиновым». По опросу ТАСС, пластинка вошла в десятку наиболее популярных в СССР. В октябре 1987 года «Голубые береты» в первый раз посетили Москву для участия в концерте. С афганскими песнями коллектив выступал в ведущих концертных залах Москвы, в их числе: Государственный центральный концертный зал «Россия», Государственный Кремлёвский дворец, Московский театр Эстрады, стадион Лужники, «Олимпийский».
В феврале 1988 года ансамбль стал победителем финала первого Всесоюзного телевизионного конкурса «Когда поют солдаты».
Война хоть и закончилась 30 лет назад, но горит в памяти, как свежая рана, покоя не даёт. «Голубые береты» и «Каскад» для афганцев не просто музыканты, исполняющие любимые по Афгану песни — это словно возвращение к своим боевым друзьям, в пески и горы, туда, где ты нужен своей стране, своим командирам и товарищам. Каждая песня ансамбля частица собственной жизни, своё, дорогое сердцу воспоминание.
Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Как известно войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда замолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал. Пройдут годы. Но у всех в памяти останутся стихи и песни, рождённые на той войне, рассказы о силе и мужестве воинов-афганцев.

Центральная библиотека.

Комментарии закрыты.