«Мятежный гений»

31 Окт 2019 | Автор: vestis |

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841) — один из самых известных русских поэтов, прозаик, драматург, художник, представитель русского романтизма. В его судьбе было много необъяснимых роковых событий.

С раннего детства у М.Ю. Лермонтова формировались удивительные способности к анализу. На фоне тщательного анализа всего происходящего, постоянных скептических оценок окружающих его людей развивался характер будущего поэта. В детстве в нём переплелось множество противоречивых черт: особая чуткость, нежная восприимчивость болезненной натуры, избалованной тепличным женским воспитанием, склонность к меланхолии и мечтательность, а также, привитая барским воспитанием, своенравность, взбалмошность, нежелание строго соблюдать существующие нормы, дух самовластия, эгоизма, соединённый с жаждой тёплых родственных чувств, любви и нежности. Основная черта личности поэта — сочетание пылкого чувства и холодного ума — наложило отпечаток на всё его творчество, повлияло на все перипетии его печальной и бурной жизни.


Во всех самых ранних произведениях М.Ю. Лермонтова мы встречаем мысль о великом призвании сильного человека, о печалях и странствиях, сопутствующих подвигам метущейся натуры, о женской любви, поддерживающей человека и способной его спасти от несчастья. Лермонтов упорно и настойчиво искал себя во всех своих произведениях. Все его герои — это этапные пункты в истории духовного и нравственного развития самого поэта. Герои его произведений предъявляют к жизни неясные, но вполне идеалистические требования, встречаются с множеством разочарований. Отсюда — тоска, отчаяние, безнадёжность, озлобление, презрение к людям и масса других пессимистических настроений. Достаточно вспомнить героев юношеских драм Лермонтова (Ю. Волин «Люди и страсти», Арбенин «Маскарад», А. Радин «Два брата») — все они доверчиво вступают в жизнь и всегда приходят к полному в ней разочарованию. Они последовательно разувериваются в дружбе, семейной привязанности, любви.
Настоящая биография М.Ю. Лермонтова была наперёд им предсказана и гениально представлена в первом русском психологическом романе, «Герое нашего времени», а дальнейшее развитие этот тип характера получил в повести «Исмаил-бей».
Вся загадка понимания Лермонтова во всём его объёме и со всеми его особенностями заключается в том, что по самой натуре своей это был вполне гениальный человек. Гениальные же люди отличаются от обыкновенных смертных тем, что они никогда не бывают и не могут быть односторонними. Гениальная личность совмещает в себе не только положительные, доблестные элементы современности, но и её недостатки и пороки. Так, прежде всего он поражал всех своих друзей и знакомых соединением самых непримиримо противоречащих друг другу качеств. Человек, внешне глубоко разочарованный, не верящий в земное счастье, томящийся, не находящий места на земле и жаждущий смерти как избавления от «пустой и глупой шутки», называемой жизнью, — Лермонтов в то же время беззаветно наслаждался всеми благами жизни. Стремясь ничего не упустить, что представлялось ему в жизни, всем насладиться, он в то же время ни в чём не мог найти полного удовлетворения; душа его влеклась от всего этого в какой-то таинственный мир великого и необъятного. Отсюда и проистекала его страсть к величественной природе Кавказа и в непосредственно — свободной и независимой жизни воинственных и полудиких горцев, не успевших ещё развратиться тлетворною цивилизацией. Среди ранних романтических произведений Лермонтова большое место занимают поэмы, посвящённые Кавказу: «Черкесы» (1828), «Кавказский пленник» (1828), «Каллы» (1831), «Аул Бастанджи» (1831), «Измаил-Бей» (1832), «Хаджи Абрек» (1833-1834).
Поэму «Исмаил-Бей» (1832) поэт начинает волнующим обращением к любимому краю:
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник
не чужой.
Кроме поэм, Кавказу посвящено много ранних стихотворений Лермонтова:

Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы,
Когда как дым синее, облака
Под вечер к вам летят издалека…
Пребывание Лермонтова на Кавказе в 1837 году имеет огромное значение для его творчества. Под непосредственным и сильным впечатлением Кавказа, кавказской природы Лермонтовым созданы такие выдающиеся произведения русской литературы как поэмы: «Мцыри» «Демон», роман «Герой нашего времени».
В последние месяцы своей жизни Лермонтовым были написаны такие замечательные стихотворения, как «Сон», «Тамара», «Свидание», «Выхожу один я на дорогу». «Пророк» — последнее стихотворение, написанное в Пятигорске — как бы подводит итог его жизни и показывает, что ждёт поэта, поднявшего в эпоху реакции голос против лжи и несправедливости существующего строя.
Каков он был в жизни, таков был он и в своей поэзии, до такой степени субъективной, что вы не найдёте у него ни одного мелкого или крупного произведения, которое не относилось бы так или иначе к личности и жизни поэта. Очевидно, в будущем Лермонтов мог стать не только поэтом русской интеллигенции 30-х годов, но и великим общенародным певцом.
К сожалению, он умер в такую пору, когда его молодой гений только что расправлял свои могучие крылья и сбылись пророческие слова пятнадцатилетнего мальчика:

Я рано начал, кончу ране,
Мой ум не много совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
27 июля 1841 года Лермонтов был убит на дуэли, ему не исполнилось ещё и 27 лет.

Центральная библиотека.

Комментарии закрыты.