Кавказ — наш общий дом

08 Ноя 2019 | Автор: vestis |

Третий фестиваль, приуроченный к празднованию Дня народного единства, ярко и многогранно прошёл на сцене КДЦ с. Богдановка. Традиционное мероприятие проводилось в целях сохранения и развития народной культуры, гармонизации межэтнического и межнационального общения.

О том, что в селе праздник, заметно издали. Возле здания КДЦ многолюдно, звучит музыка, гостеприимные хозяева приглашают гостей к столу отведать калмыцкий чай, плов, хинкали. Всё это готовится здесь же, на открытом огне.
Как всегда в фойе культурно-досугового центра каждого гостя встречают, приветствуют и приглашают пройти в зал. Рядом — выставка изделий прикладного искусства: тканые ковры, вязаные изделия, цветы из бисера и пряжи, бумажные поделки. Мастерицы села представили своё творчество.
В зрительном зале всех присутствующих приветствует глава МО Богдановского сельсовета К.С. Тумаров. Гостей на Кавказе принято встречать тремя пирогами, символизирующими небо, воду, солнце. Фестиваль открывает танцевальная композиция — на сцене девушки плавно движутся, развиваются невесомые наряды из органзы.

На сцене разворачивается волшебство перевоплощения, учреждения культуры представляют свадебные обряды и традиционные национальные блюда народов Северного Кавказа. …Прялка в углу горницы, возле неё девушка в сарафане, у стола мать гладит рубелём бельё, отец налаживает лезвие ножа. Обычный вечер в русской избе. Стук в дверь, удивлённые хозяева переглядываются — гостей не ждали. Сваты на пороге. И вот уже ладно идёт «Свадебный сговор». Поражает умение перевоплощения, мастерство самодеятельных артистов Верхнестепновского КДЦ. Роли разучены безукоризненно, и поневоле становишься участником происходящего на сцене, переживаешь вместе со сватами, состоится ли сговор или всё же из-за ботиков для молодой останется в девках красавица дочь. Уф, согласились! Казалось бы радость, да бросается дочь к матушке с батюшкой с причитаниями, чтобы не отдавали её чужим людям. И защемило сердце, проникаясь страхом девушки перед предстоящим замужеством.Не успели смолкнуть аплодисменты, как мы попали в другую светлицу и увидели «Утро невесты» от КДЦ с. Соломенское. С чего начинался свадебный обряд в России? С песни — плача невесты. Свадебное утро она вместе с подружками чаще всего проводила в слезах. Для девушки это были последние минуты в родительском доме. Мама невесты накануне заплетала косу дочери особо, чтобы не смогли подруги быстро причесать невесту, а той подольше в девушках побыть. Коса считалась символом невинности и хранила в себе силу. В результате появилась традиция расплетания косы, именно этот момент символизировал её уход из дома родителей в чужой род, переход в распоряжение мужа и покорность перед ним.
Проникновенно. Грустно слышать и плач невесты, трепетной хрупкой девушки, её подружек, и причитание матери. И всё это на фоне старинных протяжно — тоскливых песен.
Подружки одевают невесту: надевают сарафан, пояс, украшения и головной убор. Невеста подходит к матери, у той в руках икона, становится на колени на вывернутую мехом наружу шубу. «Отдаю я тебя дочь, чтоб назад не брать. Я учила тебя слушаться мужа, жить в согласии. Смотри, дочь, не упади, когда тебя толкать будут, удержись на ногах, а то позора не оберёшься», — напутствует родительница своё дитя. И, вспоминая все тяготы сельской жизни того времени, вдруг невольно щимит сердце за оборвавшееся детство.
Приготовили для молодой родители и каравай, и шишки, и дывень — разновидность свадебной шишки. Намотанное тесто на стебель камыша запекали на открытом огне, потому что в печку это искусство не помещалось. Изделие начинало пахнуть дымом, отсюда и название необычное — «дывень». На верхушки готовых стебельков прикрепляли заранее приготовленные цветы, ленты и голубей, и помещали на каравай невесты. Этих палочек было столько, сколько невесте лет. Их она дарила своим незамужним подружкам.
А ещё очень интересную примету напомнили нам участники обряда, она соблюдается многими и до сих пор: свадебный каравай нельзя резать ножом, а только ломать руками. Вот что гласит старинная примета: «Невеста с караваем покидала отчий дом, а родители жениха встречали новобрачных со своим караваем на пороге их дома. Потом эти караваи ломали, верхушки отдавали молодым, серединки раздавали гостям, а низ, или как ещё называют подошву — музыкантам. В подошву во время выпечки каравая клали монеты, чтобы у новобрачных в доме был всегда достаток. Каравай не резали, а именно ломали, чтобы не порезать счастливую судьбу».
Стали мы и свидетелями казачьих свадебных обрядов, их показали представители Ольгинского, Зеленорощинского и Варениковского КДЦ. Их история тесно переплетается с исконно русскими, когда невеста отдаёт свои девичьи ленты подругам с пожеланиями счастья и удачи, благословением родителями своего чада, вручением родительской иконы как предостережение от бед и напастей, обряд трёх шалей. В одной горнице зятя хлестали плетью, чтобы испытать на крепость, в другой радовались под весёлую гармонь с песнями и плясками. Но в каждой празднично нарядно украшены горницы вышитыми рушниками и наволочками на подушках. И в каждой горнице богатый стол с блюдами: огромный каравай хлеба, запечённая рыба, разносолы.
Вдруг стало шумно и весело. Это гости даргинской свадьбы прямо из зрительного зала с песнями и танцами поднимаются на сцену, чтобы проводить невесту к ручью за водой. Этот обряд совершается на утро после свадьбы и считается очень важным. В руках женщин кувшины, блюда с угощениями. Вместе подходят они к ручью, право первой набрать воды предоставляют новой молодой хозяйке. Отставила она в сторону свой блестящий кувшин, засмотрелась на других, тут его и украли подглядывающие за женщинами горцы. За выкуп кувшина пришлось отдать ягнёнка (его, наряженного лентами, тоже вывели на сцену, чем вызвали особый восторг зрителей), а потом началась лезгинка с одариванием невесты. Обряд «Невеста у ручья» зрелищно показали работники культуры и самодеятельные артисты Степновского районного Дома культуры и сельского дома культуры «Восточный».
Вновь тесно на сцене: мы присутствуем на стариной ногайской свадьбе от Иргаклинского КДЦ. Идут сборы невесты и жениха, ему повязывают платок на руку, в дом невесты он прибывает с цветами и чемоданом приданного. У невесты ему повязывают платок на вторую руку и угощают сладкой водой на счастливую жизнь. Для невесты проводят обряд семи платков, проходя под которыми она прощается с детством, родным очагом. В день свадьбы невесту ждут многие испытания в доме жениха: непременное условие переступить порог с правой ноги через белый платок или овечью шкуру, обряд Беташар, когда открывают лицо невесте, вместе со свекровью она обходит трижды костёр как приобщение к очагу, затем все родственники, начиная с отца жениха, вручают невестке золото и приглашают на танец. После танцев молодая отправляется в шатёр и до конца дня её никто не видит, лишь рано утром она свой день начинает с приготовления традиционного чая для родственников из семи целебных трав. По традиции новый обряд ждёт невесту — развязывание языка — официальное разрешение свободно говорить с родственниками мужа. И снова зажигательная лезгинка.
Ногайскую свадебную церемонию сменила грузинская, где даже фату невесты несут юные джигиты (Богдановский КДЦ). Для счастья молодых и хорошей жизни их трижды обводят вокруг накрытого стола, а кольца для новобрачных бросают в бокал с вином. Из которого они по очереди отпивают. Много песен и музыки, танец девушек с длинными косами в национальных одеждах.
Яркий, самобытный праздник показал, что обычаи у всех разные, а предназначены они для главного — счастья молодой семьи. Им в день свадьбы главное внимание и всеобщая любовь.
В завершение красочного мероприятия глава села К.С. Тумаров вручил участникам благодарственные письма. Со словами благодарности и поздравлениями к присутствующим обратилась депутат Государственной Думы ФС РФ Е.В. Бондаренко. Она отметила, что на территории района проживает более 50 национальностей, при этом в селе Богдановка — их более 33: «Пока мы едины, мы непобедимы!», — сказала Елена Вениаминовна.
Благодарили артистов за праздник начальник отдела культуры АСМР О.В. Робская, начальник отдела ЗАГС Е.И. Демченко.

Елена ФЕДОРЧЕНКО.

Комментарии закрыты.