Платим по ценнику, сверяем у кассы

28 Июл 2020 | Автор: vestis |

В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г. Георгиевске и Георгиевском районе поступают письменные обращения и звонки по проблеме расхождения цены на приобретаемый товар на ценнике в торговом зале магазина с ценой на кассовом чеке.

С подобными вопросами к нам обращаются довольно часто. Жалобы на разные магазины, но одно их объединяет — цена на кассе отличается в большую сторону от цены, которая была указана на ценнике.
Скажем сразу — это довольно распространённая ситуация в супермаркетах самообслуживания. Вы берёте с полки в магазине товар по одной цене, а на кассе вам пробивают его по совершенно другой цене, причём, как правило, больше указанной на ценнике и разница может составлять от нескольких рублей до значительных сумм — в 100 и более рублей.
Что же делать в такой ситуации, когда вам пробили цену больше, чем была указана на ценнике?
Для начала, необходимо позвать администратора и сообщить ему о данном недоразумении. Скорее всего, вам начнут рассказывать, что поступила очередная партия товара, цена на него уже другая и сотрудники просто не успели заменить ценники в торговом зале, а в компьютер цена закладывается при поступлении. Поэтому так и получается, на ценнике цена одна, а в кассе уже другая. Возможно, здесь и нет никакого злого умысла, а обычная халатность персонала. Но вас это не должно волновать по следующим причинам: Пункт 1 статьи 10 закона «О защите прав потребителей» гласит: «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». Пункт 2 той же статьи дополняет, что цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации.
В Гражданском кодексе РФ есть такое понятие как оферта, т.е. задокументированное предложение. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать вам товар именно по той цене, которая в этой оферте указана.
Напомните это администратору магазина, и потребуйте немедленно исправить нарушение законодательства, т.е. продать вам товар по цене, указанной на ценнике.
Но что же делать, если сотрудник магазина категорически отказывается выполнить ваше
законное требование?
Потребуйте жалобную книгу и обязательно сделайте в ней запись о происходящем. Подробно напишите, что вы покупали, когда, какая цена была на ценнике, какая цена в чеке. В своей жалобе потребуйте от администрации магазина письменного ответа на ваше обращение. Ни в коем случае не забирайте ценник из торгового зала! Иначе администрация магазина сможет обвинить вас в воровстве торгового оборудования. Если есть возможность — сфотографируйте ценник в качестве доказательства, хотя бы с мобильного телефона. Если у вас получится добавить в кадр дату и время — будет ещё лучше.
Обратитесь в управление Роспотребнадзора или его территориальный отдел с заявлением. К нему приложите ответ из магазина на вашу жалобу, а также фотографию ценника, сделанную в магазине, и чек.
При отказе продавца в удовлетворении претензии покупатель вправе обратиться в суд и (или) в уполномоченные органы для привлечения организации к административной ответственности.
В суд вы можете обратиться со следующими исковыми требованиями к продавцу:

о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы в цене товара между чеком и ценником (п. 1 ст. 1102 ГК РФ);

о расторжении договора розничной купли — продажи и возврате уплаченной за товар суммы (п. 1 ст. 12 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).
В Роспотребнадзор для привлечения продавца к административной ответственности, т.к указанное нарушение является основанием для привлечения нарушителей к административной ответственности по части 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (обман потребителей). Обман потребителей (обмеривание, обвешивание или обсчёт потребителей при реализации товара) влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от десяти до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.
Отказ в выдаче книги жалоб и предложений в соответствии со статьёй 14.15 КоАП РФ влечёт административное наказание от предупреждения до административного штрафа на индивидуальных предпринимателей от одной до трёх тысяч рублей, на юридических лиц от десяти до тридцати тысяч рублей.
В большинстве случаев, если вы будете делать то, что написано в этой статье — вам вернут разницу в цене ещё в магазине и не будут с вами спорить и доводить до жалоб в Роспотребнадзор. Ведь лучше вернуть десять рублей и забыть про вас, чем потом платить штрафы и принимать проверки.
Важно! В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для организации внеплановой проверки по вопросу нарушения прав потребителей могут служить обращения граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено, либо требования заявителя не были удовлетворены.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Ирина Половинка, заместитель
начальника отдела.

Комментарии закрыты.